Как установить откатные ворота своими руками пошаговая инструкция

Как установить откатные ворота своими руками пошаговая инструкция

Откатные ворота, как показала практика, крайне удобны, потому сейчас их устанавливают не только на различных предприятиях, но и во дворах с жилыми зданиями. Такие ворота необязательно покупать, если есть желание и время, их можно сделать самостоятельно. Эта статья даст всю необходимую информацию о том, как подобрать материалы, подготовить проем и построить фундамент, сделать каркас, произвести монтаж и так далее.

Подготовка инструментов

В первую очередь следует собрать все ресурсы, что понадобятся для работы.

Инструменты потребуются следующие:

  • болгарка;
  • сварочный аппарат;
  • шуруповерт;
  • топор;
  • лопата;
  • строительный уровень;
  • молоток;
  • рулетка.

Может показаться, что дешевле будет приобрести законченную конструкцию, нежели покупать весь перечень оборудования, однако значительная его часть с большой вероятностью была приобретена ранее. Кроме того, эти инструменты наверняка еще потребуются для других дел. А сварочный аппарат и болгарка могут пригодиться еще и соседям.

Расчет материалов

Собрав все инструменты, можно заняться подсчетом стоимости строительных материалов и их закупкой. Далее идет расчет для ворот стандартных параметров с проемом шириной 4 м, исходя из указанных пропорций, можно самостоятельно рассчитать количество материалов для конструкции иных размеров.

Швеллер («закладная») фиксируется бетонным раствором, для изготовления которого требуются цемент, песок и щебень. Эти материалы нужно брать в пропорции 1:3:3 соответственно, так что потребуется 100, 300 и 300 кг.

На швеллер потребуется установить роликовые каретки. Нижнюю часть опорной конструкции следует укрепить арматурой. Нужно до восьми отрезков длиной 1 м, а также три под углом. В общем потребуется примерно 18 м.

С одной стороны плоскость ворот площадью 2х4 метра обшивается профнастилом. Чтобы его изготовить и надежно закрепить, потребуются такие материалы:

  • саморезы – 180-200 шт;
  • электроды – 1 упаковка;
  • профнастил – 10 кв. м;
  • труба 6х6 – 5 м;
  • труда 4х2 – 20 м;
  • труба 6х3 – 20 м;
  • грунтовка – 1 банка;
  • краска – 1 банка;
  • растворитель.

Для ворот иного размера надо произвести расчеты отдельно. Для этого удобны специальные онлайн-калькуляторы, которые легко найти на сайтах магазинов со стройматериалами.

Установка «закладной»

Именно с установки швеллера, а точнее основы для него, начинается монтаж ворот. Длина швеллера должна равняться половине ширины ворот. В данном случае речь идет о воротах шириной 4 м, значит, необходимая длина «закладной» – 2 м.

К швеллеру надо приварить 10 арматурных прутьев длиной 1 м и диаметром 1-1,4 см. Далее нужно выкопать яму – 1 м глубиной и 0,5 м шириной. После надо замешать раствор бетона – требуется 100 кг цемента, а также по 300 кг щебня и песка.

Когда бетон будет готов, залить его необходимо так, чтобы он был ровно на одном уровне с швеллером. В ином случае получится идеальное место для скопления воды, что не только неудобно с практической стороны, но и ускорит разрушение основы.

Для высыхания раствора понадобится по меньшей мере неделя. За это время можно собрать фурнитуру и заняться крепежами.

Подбор комплектующих

Фурнитуру можно приобрести заранее или выбрать за то время, пока будет застывать бетонный раствор. Комплектующие желательно именно покупать, а не мастерить самостоятельно, поскольку для создания фурнитуры данного типа требуется специализированное оборудование, которого в домашних мастерских не бывает.

Из комплектующих потребуются:

  • от 5 до 7 м направляющего рельса;
  • роликовые каретки;
  • заглушки;
  • ролики концевой и верхний;
  • захваты.

В первую очередь нужно точно выяснить, какой длины рельс потребуется. Стандартная длина (с расчета, что вес ворот будет в пределах 500-800 кг) – 1,5 ширины проема, однако она может быть иной в зависимости от того, сколько весят ворота и достаточно ли места для их открывания. Так, если места мало, берут изделие длиной 1,3 ширины. Та же длина рекомендуется при весе ворот до 250 кг. Если они будут обшиты профнастилом, надо выбирать комплектующие, что рассчитаны на 350-400 кг. Однако в том случае, если профнастил выполнен из тяжелых материалов, следует покупать фурнитуру для веса 800 кг.

Ролики можно использовать пластиковые либо металлические. Последние надежнее только на первый взгляд, в действительности же лучше выбрать пластиковые. При разумном использовании долго будут служить и те, и другие, но ролики из пластика практически бесшумны, особенно в сравнении с металлическими. Кроме этого, перед покупкой следует проверить, присутствуют ли резиновые заглушки и верхний захват, а также удостовериться, что они хорошего качества.

Разобраться с последним может помочь упаковка. Если она фирменная, а все детали выполнены аккуратно, больше вероятность, что производитель использует материалы и оборудование только высокого качества, соответственно и продукцию выпускает качественную. Фурнитура с неровными краями или запакованная в простые полиэтиленовые пакеты, скорее всего, кустарного производства. На такую нельзя получить гарантию, долговечности от нее ожидать тоже не стоит.

Крепежи

Улавливатели, что расположены в верхней и в нижней части, как и верхние ролики, удобно закреплять посредством профильной трубы 3х6. Установить ее нужно по высоте столба и на тех участках, где будет крепиться фурнитура.

Закрепить профильную трубу можно такими способами:

  • Установить на начальном этапе и забетонировать с основой. Такой вариант не слишком удобен в плане исполнения.
  • Приварить трубу к прутьям арматуры, предварительно выведенным от столба.

Крепежи можно усилить с помощью анкеров, но нужно помнить, что, будучи установленными в кирпич, они постепенно ослабевают, расшатываются. Бетонирование в этом плане надежнее, однако потребуется приложить много усилий, чтобы выполнить его. Это не всегда оправдано.

Непосредственно крепление происходит следующим образом:

  • совершается установка нижних роликов;
  • устанавливают ворота;
  • вверху путем приваривания крепятся верхние ролики;
  • закрепляется нижний улавливатель.

Стоит отметить, что улавливатель снизу следует приваривать уже тогда, когда можно будет сориентироваться по линии, ведущей к столбу на другой стороне.

«Закладные» к трубе приваривают с помощью угловых профилей. По окончании всех работ их красят под цвет ворот.

Если «закладные» не собирать, нужно будет крайне точно выводить прутья арматуры к роликам с улавливателем, а это весьма непросто. Иной вариант в таком случае – крепление при помощи анкеров, а это не вполне надежно, поскольку они относительно быстро расшатываются.

Изготовление каркаса

Весь процесс начинается с подготовки места, где будет проводится сборка. Важно, чтобы по размеру площадка была больше каркаса.

Пошаговая инструкция изготовления каркаса откатных ворот выглядит следующим образом:

  1. Нужно подготовить трубы 5х5х0,2, а именно очистить от ржавчины и прочих загрязнений, если они не новые, обработать бензином и покрыть грунтовкой. Грунт можно наносить кистью – это позволит сделать слой толще, либо пульверизатором – так работа займет меньше времени.
  2. Когда трубы окончательно высохнут, можно сваривать каркас. Делать это необходимо таким образом, чтобы в швах не было ни одного отверстия. Даже через небольшие щели будет просачиваться вода, что ускорит коррозию.
  3. Далее идет подготовка внутренней рамы, с помощью которой крепится профнастил. Трубу 4х2 нужно разместить на трубе 5х5. Если обшивка будет односторонней, первую трубу нужно разместить у края второй, при двусторонней обшивке расположить трубу следует посередине. Элементы надо приваривать в шахматном порядке на расстоянии 40 см, такой вариант сварки позволит конструкции хорошо переносить высокие температуры.
  4. Следующий шаг – обработка болгаркой сварочных швов и их последующее покрытие грунтовкой.
  5. Далее можно браться за покраску полотна. Для внешних работ нужно брать эмалированную алкидную краску, наносить ее следует в 2-3 слоя – новый наносится после высыхания предыдущего.
  6. Когда высохнет последний слой краски, можно начинать обшивать конструкцию. Профнастил нужно закреплять с внутренней стороны рамы саморезами.

Действовать следует аккуратно и внимательно.

Сборка и установка ворот

Монтаж ворот откатного типа начинается с установки на швеллере верхних роликовых кареток. Затем на них располагают ворота таким образом, чтобы ролики были продеты в направляющую. Завершив предварительную установку, необходимо проверить вертикальность посредством строительного уровня. Если элементы расположены правильно, каретки можно приваривать.

Роликовые каретки также можно закрепить болтами, у присутствуют необходимые для этого отверстия. Однако это не лучший вариант, поскольку точные замеры и создание соответствующих отверстий на швеллере отнимет массу времени. Если же будет допущена даже минимальная погрешность, болты нужно будет срезать, а процедуру повторить с начала. Срезать сварку гораздо проще, а по надежности она не уступает креплению болтами.

После закрепления кареток нужно сделать «закладные» для улавливателей и роликов, для этого применяются трубы 6х3. Из столбов на требующихся участках выводят арматурные прутья, к которым крепится фурнитура.

На конце направляющей надо закрепить ролик со спецзажимами, затем закрыть ее резиновыми заглушками с одной и с другой стороны. Приваривать роликовые каретки нужно только внимательно проверив, все ли элементы расположены точно на своем месте.

Монтаж автоматики

Первым делом надо убедиться в том, что ворота открываются и закрываются абсолютно плавно. Если случаются скачки, устанавливать автоматику нельзя.

Для монтажа нужны:

  • сварочный аппарат;
  • сверла по металлу;
  • дрель.

В комплект автоматики входит электропривод, фотоэлементы, сигнальные лампы, пульт ДУ, зубчатая рейка.

Для их установки понадобится набор кабелей:

  • для электропривода – кабель с сечением 0,2х0,2;
  • для фотоэлементов – 0,4х0,07 и 0,2х0,05;
  • для сигнальной лампочки – 0,2х0,07.

Установка автоматики начинается с выбора места для закрепления привода. Электропривод ставится на идущее в комплекте основание, его помещают на швеллере между каретками, затем на шестерню привода помещают рейку, чтобы настроить рабочее положение. Рейка должна быть строго в центральной части шестерни, закрепить ее следует на профильной трубе внешнего каркаса.

Далее место установки необходимо разметить и уже по разметке приварить основание, затем прикрутить к нему привод. Если же привод требуется поднять на несколько сантиметров, сначала нужно приварить к швеллеру остатки трубы, и только на нем закреплять основание.

Следующий шаг – установка зубчатой рейки. Следует полностью открыть ворота, поставить рейку по центру шестерни и приварить к «закладной», с помощью замеров убедившись, что она точно на месте. Затем к рейке нужно прикрепить концевые включатели.

Руководствуясь инструкцией производителя, нужно подсоединить привод и протестировать работу автоматики. Если проблем нет, можно снять перемычку и закрепить фотоэлементы. После этого на конструкции слева посредством саморезов следует закрепить сигнальную лампу. Функционирование автоматики в целом не зависит от лампы, однако в целях безопасности не стоит пренебрегать ее установкой. Кабель питания сигнальной лампочки нужно припаять к соответствующим контактам на плате.

Чтобы не возникло недоразумений, нужно помнить принцип действия фотоэлементов. Так, система работает нормально, если сигналу между элементами ничто не препятствует, однако если путь луча что-либо оборвет (появится животное или человек, к примеру), полотно ворот начнет обратное движение.

Таким образом, пошаговая инструкция по монтажу откатных ворот поможет сделать всю работу самостоятельно. Чтобы лучше разобраться в тонкостях процесса, можно просмотреть видео на эту тему.

Добавить комментарий